Для коренных народов Чукотки животные – не "дикая природа", а основа выживания и часть культурного мира. Олени давали кочевникам-оленеводам пищу, одежду из шкур, материал для яранг и транспорт. Прибрежные общины зависели от китов и моржа: их мясо и жир были основой рациона, шкуры тюленей шли на лодки. В основе лежит анимизм – вера в одушевленность всего сущего ("йынээн'илин" – жизненная сила у чукчей). Для местных жителей вся природа одушевлена: духи (ээны) живут в камнях, ветре, животных, предметах и даже болезнях. Эти верования глубоко влияли на повседневную жизнь, охоту, рождение и смерть.
Духи (ээны) и их иерархия
Чукчи делили духов на несколько категорий:
Верховные духи
Гагнан – создатель вселенной (но чукчи редко ему поклонялись, считая слишком далёким).
Рассвет и Закат (духи-близнецы, управляющие временем).
Духи природы
Кэле – духи моря (у береговых чукчей). Даруют китов и тюленей.
Пэгытти – духи тундры (у оленных чукчей). Влияют на миграцию оленей.
Хозяева стихий: духи ветра (Еттын), огня (Тыкээчын), рек и гор.
Духи-помощники шаманов Часто являлись в образе волка, ворона, медведя.
Шаман (ээныллын) заключал с ними договор, чтобы получать силу (йынээн’илин).
Есть и злые духи
Кэле-куут – вредоносные духи болезней.
Наргынэн – духи, крадущие души.
Анимизм в повседневной жизни
Перед охотой задобряли духов жертвами: брызгали в море тюлений жир или оставляли кусок мяса в тундре.
Если олень умирал без причины, считалось, что его "забрали" духи – тогда шаман проводил обряд возвращения силы стаду.
Чаще всего Имя давали по духу-покровителю (например, в честь умершего предка или тотемного животного).
Считалось, что ребёнок — это переродившийся предок, поэтому запрещалось наказывать детей – можно было "обидеть духа".
Умершие отправлялись в страну теней (Тэйн’эв’ым), но их духи могли возвращаться.
Чтобы дух не беспокоил живых, тело оставляли в тундре (не закапывали), а личные вещи ломали.
Шаман (ээныллын) был посредником между миром людей и духов.
Шаман бил в бубен (яръыл), чтобы путешествовать между мирами.
Духи вселялись в него, и он говорил их голосами.
Части животных (коготь медведя, зуб волка) носили как защиту от злых духов.
Фигурки-обереги (пээктэнылгын) вырезали из кости и дерева.
Чтобы не обидеть духов и не навредить себе или семье то лучше не делать следующего:
Свистеть ночью – можно призвать злых духов.
Женщинам перешагивать через охотничьи инструменты – иначе духи обидятся.
Огонь в яранге нельзя тушить ногой – дух огня (Тыкээчын) накажет болезнями.
В сёлах сохранились обряды кормления духов (например, перед рыбалкой).
А охота была взаимодействием с духом зверя: добыча сопровождалась ритуалами благодарности (например, подношение пресной воды духам) и строгими правилами раздела мяса. Нарушение этих древних правил и табу могло нарушить хрупкий баланс и лишить общину пропитания. Здесь человек — не хозяин природы, а её часть. Задание: Повторить командой экспозицию с фауной Чукотки