В 1950–1980-х годах на Чукотке действовала государственная программа всеобщего образования. Дети кочевников обязаны были учиться в школах-интернатах, часто расположенных за сотни километров от стойбищ. Детей забирали вертолетами или оленьими упряжками в сентябре, возвращали в мае.
В интернатах запрещали говорить на чукотском языке, наказывали за его использование. А детям давали новые русские имена. Некоторые дети годами не видели родителей, так как кочевые стойбища находились далеко от посёлков. В отчётах учителей писали: «Дети не умеют пользоваться вилками, плачут по ночам, называют воспитателей „мама“».
Чукотский писатель Юрий Рытхэу (сам выпускник интерната) описывал это в автобиографической повести «Сон в начале тумана».
У всего, даже у столь радикальной программы, были как плюсы так и минусы:
Плюсы:
Чукчи получили доступ к высшему образованию, медицине, профессиям.
Появилась первая чукотская интеллигенция (писатели, учителя, врачи).
Минусы:
Потеря языка: К 1990-м годам 60% молодых чукчей не знали родной язык.
Травма поколений: Дети теряли связь с культурой, стыдились «отсталых» родителей.
Алкоголизм и депрессии: Выпускники, не сумевшие адаптироваться к городской жизни, спивались.
С 2000-х годов в интернатах разрешён чукотский язык, приглашают шаманов для обрядов.
Но многие семьи до сих пор боятся отдавать детей в школы, помня советский опыт.
Эта политика касалась конечно не только чукчей, но и других коренных народов Севера — ненцев, эвенков, коряков.
Благодаря этому чукчи стали грамотными и сейчас почти все имеют среднее или высшее образование.
Задание:
Кстати, про язык. Чукотский язык является родным для примерно 15 908 человек, проживающих в основном на Чукотке, но лишь часть из них активно использует его в повседневной жизни. В последнее время очень многие проекты стараются поддержать носителей чукотского языка, чтобы он не исчез совсем. Например, ансамбль "Эргырон" исполняет многочисленные национальные песни на чукотском языке. В их репертуаре более 300 произведений, включающих как вокальные, так и хореографические номера. Зайдите в здание ансамбля, рассмотрите памятные фотографии и попробуйте повторить народные скорогороки за артистами (
https://vk.com/video-217436255_456239132) . Присылайте видео для получения баллов.